14.06.2024
Правительство утвердило новую редакцию правил недискриминационного доступа, которые начнут действовать начиная с сентября 2024 года. По мнению многих экспертов и участников рынка, проблему дефицита инфраструктуры новые правила не решат. Также нет никаких гарантий по объемам перевозок даже для приоритетных категорий грузов — угля, нефтепродуктов и северного завоза. Зато переход оперативного регулирования к государству может стать серьезным ударом по системе управления железнодорожным транспортом. Проблема инфраструктурных ограничений остается актуальной, особенно на Восточном полигоне. Непрерывные изменения в правилах временного доступа и приоритетности различных видов грузов также играют важную роль в регулировании железнодорожных перевозок. Решения о приоритетности перевозимых грузов строго регламентированы исходя из федеральных законов, а также указов президента и правительства. Новые правила устанавливают порядок приоритетности грузов на основе их назначения, что может повлиять на многие секторы рынка железнодорожных перевозок.
В обновленных правилах первую очередь займут грузы, предусмотренные федеральными законами (военные, специальные, северный завоз), второй приоритет — перевозки для устранения чрезвычайных ситуаций, последствий «военных действий и незаконного вмешательства» на территориях со специальными режимами. Третью очередь составляют коммерческие грузы, но их приоритетность снова регулируется актами президента и правительства.
Специалисты ООО «ТЕХКОНТРАКТ» поделились своим мнением о сложившейся ситуации
Мы считаем, что тенденция с задержками грузов на востоке продолжится, что в свою очередь осложнит положение на рынке контейнерных перевозок. Т.е. сроки доставки продолжат сдвигаться.
Многие эксперты говорят о том, что введение новых правил создаст ясность и прогнозируемость для грузоотправителей. Однако на практике мы видим, что точных гарантий вывоза все равно нет. Опыт показывает, что даже для приоритетных грузов гарантии объемов перевозок могут не сбыться из-за различных трудностей.
Существует дисбаланс между спросом на грузоперевозки и доступной инфраструктурой в течение длительных периодов времени, правила подвергаются частым корректировкам с учетом требований надзорных органов, постоянно тестируются новые формы работы. Но на практике мы видим большое отставание по срокам доставки, высокую нагрузку на транспортные узлы, нехватку контейнеров и железнодорожного транспорта. По нашему мнению существенных изменений ждать не стоит.
Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности